Беседы с детьми о святой троице в православии

Беседы с детьми о Святой Троице в православии

Очень важно рассказывать детям о Святой Троице с самого маленького возраста, поскольку христианское мировоззрение и образ жизни закладываются в сознании именно тогда. Праздник Святой Троицы или Пятидесятницы имеет важное значение в христианском богословии и вере, поэтому желательно донести его основополагающие истины до сознания детей.

Воспитанные с детства дети, смогут выстроить свой жизненный путь согласно канонам и положениям христианской веры, тем самым обеспечив себе вечную жизнь и Божье присутствие в каждом дне рядом.

Содержание

  • 1 Основные положения
  • 2 Как рассказывать детям о Троице

Пятидесятница — это 50 день после Пасхи. В Библии этот день крайне точно описан — ученики Христа вместе молились и Дух Святой сошел на них в виде языков огня. Именно тогда впервые проявилась третья Божья личность — Дух Святой.

Святая Троица

Для христианства — Троица является основополагающим фактором, именно вера в то, что Христос, Дух и Яхве являются ипостасями Одного Господа делают христианство истинной религией. Но как рассказать детям о Святой Троице, чтобы им было это понятно?

По своей сущности Бог Единый и не Раздельный. Но одновременно с этим, Он состоит из трех лиц: Отец, Сын и Святых Дух. Именно это и есть состав Троицы. 

Обратите внимание

Догмат, который определяет основные положения этого, является до конца непонятным человеку. При этом он самый таинственный и слегка противоречивый, ведь человеческое сознание не может воспринять его логически, но именно он отличает христианскую веру от прочих религий (иудаизм, ислам).

Догмат имеет три положения:

  1. Бог тройственен и заключается в трех лицах: Отец, Сын, Святой Дух.
  2. Эти Лица — Бог, но не разные, а по сути своей единый.
  3. У каждого из Них есть свои, личностные свойства.

Каждое Лицо обладает своими свойствами, и они есть суть божественные. В Троице мы имеет три Божественных Лица, каждое из которых имеет свои личностные качества и при этом составляют единое целое — нашего Бога.

Праздник Пятидесятницы отмечает сошествие Духа Святого на учеников Христа. Несмотря на то, что явление Троицы произошло во время Крещения (когда от Господа на Христа сошел голубь — Дух), именно Пятидесятница является важным праздником. Поскольку тогда третья ипостась Господа — Дух Святой взаимодействовал с человеком напрямую. До этого такого не происходило.

Как рассказывать детям о Троице

Детям всегда надо рассказывать библейские истины максимально просто, ведь их сознание еще не может воспринимать сложные богословские догматы. Поэтому лучше всего выбрать диалог, как способ донесения до них информации. Вначале следует сказать, что тема сегодняшнего урока — это Бог, у которого три Лица.

Детям о Святой Троице

Бог Всемогущий. Он сказал и появилась Земля и все что на ней. Он творит все одним своим словом. Поэтому он не имеет себе равных ни на земле, ни в воде, ни на небе. Он может сделать все, что захочет, используя при этом только Свое Слово. Люди же намного-намного меньше и беспомощнее Бога.

У нас очень ограниченное сознание и ум, который просто не может понять, как это — создать все Словом. Это можно сравнить с домашним заданием первоклассника и старшеклассника.

Первоклашка смотрит на страшные дроби, логарифмы и интегралы старшеклассника и думает, что никогда не осилит такого. А для старшего ученика это все понятно и решаемо.

Так и люди против Бога — не могут понять, как Он творит все словом.

Совет! Но не понимать — это не страшно, главное верить, что так и есть. Именно вера спасает человека, поэтому веру надо взращивать в себе. Как это сделать? Читать Библию, ходить в храм и участвовать в служении, стараться не врать и не делать дурные поступки.

Господь Един, но у Него три ипостаси или лица: первое — Отец, второе — Сын и третье — Дух Святой. Это и есть Троица — три Лица, но Единосущная и Нераздельная. Можно сравнить Троицу с солнцем. Оно одно, но его множественные лучи везде.

Так и с Троицей — она одна, но состоит из нескольких лиц. Бог есть любовь, поэтому Он (Господь) послал Своего Сына, чтобы тот пострадал за наши грехи, как мама иногда говорит папе, что это она разбила вазу, беря вашу вину на себя. А после того как Христос вернулся на небо, послал и Духа Святого, чтобы Он помогал всем узнавать Бога больше и совершать только добрые поступки.

Важно

Так, три Личности есть Одна и в праздник Пятидесятницы мы празднуем, что знаем этого.

Видео о смысле догмата Святой Троицы

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/molitvyi/o-seme/besedy-s-detmi-o-sviatoi-troice-v-p.html

Как объяснить детям тайну Святой Троицы?

Когда–то очень давно один из отцов Церкви сказал, что «семья — это малая Церковь». И действительно, нам, родителям, обычно к этому не подготовленным, приходится играть роль и духовных наставников, и руководителей, а часто и богословов. Наша маленькая паства — наши дети, и они часто задают нам трудные вопросы, на которые мы должны отвечать.

«Папа, как это? Ты говоришь, что Бог один, а потом говоришь, что есть Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. Что это значит?» И на такой вопрос нельзя не ответить. А ведь чуть ли не первое, чему учат православные родители своих детей, это креститься и говорить: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Конечно, мы знаем, что Бог не постижим человеческим умом, что мы, люди, не можем понять Божественную сущность, как не можем видеть Его физическим зрением. Детям постарше это можно объяснить, и, как всегда, это легче сделать не логическим объяснением, а рассказом, примером из жизни.

Есть, например, рассказ про блаженного Августина (епископа, жившего в V веке). Он долго и мучительно размышлял о тайне Святой Троицы, пытаясь «проникнуть» в нее своим умом.

Как–то блаженный Августин шел по берегу моря, думая все о том же, и вдруг увидел на песке маленького мальчика, который играл — выкапывал ручками в песке ямку и потом, зачерпывая ладонями воду, лил в ямку эту воду. «Что ты делаешь?» — спросил блаженный Августин.

«А я хочу море перелить в мою ямку», — ответил мальчик. И Святой воспринял этот ответ как указание ему самому, что непосильно человеческому уму понять сущность Бога.

Но так говорить можно с детьми постарше, а совсем маленькие дети убеждены, что ответы есть на все вопросы, и если мы не дадим ответа, то они придумают его сами.

Помню, как мой трехлетний внук спросил меня: «Бабушка, Бог Отец — это я понимаю, Бог Сын — это я тоже понимаю, а вот Бог Дух Святой — не понимаю…» И пришлось бабушкиному богословию давать ответ на таком неожиданном экзамене: «Ну как же. Вот ты, Иван, — Иван.

Ты говоришь слова, и вот Иисус Христос — это Слово Бога, через Него Он говорит с нами. Ты живешь и дышишь — так и Дух Святой это Дыхание и Жизнь Бога…» Вряд ли из моих слов приобрел Иван богословские понятия о Боге, но он получил ответ.

Реальность веры в Бога была подтверждена.

Совет

Святой Кирилл, который с братом своим Мефодием составил славянскую азбуку, чтобы проповедовать христианство нашим предкам–славянам, так объяснял тайну Святой Троицы беседовавшим с ним арабам–мусульманам.

Арабы сказали ему: «Мы верим в Единого Бога и не понимаем, как вы можете верить в Единого Бога и в то же время говорить, что Он — Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой». Святой Кирилл ответил им: «Разве вы не видите солнца? На небе светит только одно солнце, дающее жизнь всему на земле.

Солнце одно, но мы говорим о его форме, о его тепле и о свете, который оно дает. Солнце одно. Форма, свет и тепло — это все единое солнце».

Есть еще и другое толкование тайны Святой Троицы. Бог — это Любовь. Любовь никогда не бывает одинока. Любовь всегда связывает одного с другим. Мы чувствуем это в счастливой семейной любви. Любящая семья чувствует свое единство.

А если вообразить себе самую совершенную любовь, которая гораздо выше, сильнее и чище, чем может быть любовь человеческая, это поможет нам понять единство Святой Троицы.

Три Лица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — в Своей совершенной любви — Единый Бог.

Но иногда дети спрашивают дальше: «А откуда люди узнали про Святую Троицу? Кто это придумал?».

Самое первое упоминание о Боге как о Святой Троице мы находим в ветхозаветном повествовании о сотворении мира. В первых трех стихах Священного Писания (в книге Бытие) говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и ДУХ БОЖИЙ носился над водою. И СКАЗАЛ БОГ: да будет свет. И стал свет».

Обратите внимание

В этих словах говорится о Боге Творце, о Духе Его и о Слове Его, которым Он обратился к миру. В христианском богословии Иисус Христос называется «Слово», по–гречески — «Логос».

И в Новом Завете, в Евангелии от Иоанна, которое читается за Литургией в пасхальную ночь, сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь…»

Как Бог явил людям тайну Святой Троицы, рассказано в Новом Завете, и явлена эта тайна была так, что люди могли воспринять ее, ощутить ее. О крещении Иисуса Христа рассказано так: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:9–11). Праздник в память Крещения Иисуса Христа так и называется — Богоявление.

Иисус Христос постоянно говорил о Боге как о Своем Отце и называл Себя Его Сыном. Говорил Он ученикам и о Духе Святом. В Евангелии от Иоанна, в повествовании о Тайной Вечери, приведены слова Христа: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

А перед Вознесением Своим Иисус Христос подтвердил это, говоря: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), — и велел Своим ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать там обещанного Утешителя.

В Деяниях Апостолов это событие и описано: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

И исполнились все Духа Святого…» (Деян. 2: 1–3).

Учение о Святой Троице — не отвлеченный догмат, не философия мудрецов, не «мысль о Боге». Бог — самая настоящая Реальность. Личность, и мы, маленькие, грешные личности, обращаемся к Нему в своей несовершенной личной любви и молитве и чувствуем в своей жизни Его личную, совершенную любовь к каждому из нас.

Важно

Мы чувствуем и верим в Бога как Творца всего, мы верим в Его любовь к нам, Его обращение к нам в Его Слове, Господе Иисусе Христе, мы чувствуем и верим в животворящую Силу Божию, Дух Его Святой, Которым живет все, что живет, Которым живет каждый из нас.

Вера в Святую Троицу — не отвлеченное мышление, а жизнь и молитвенное обращение к Богу. В молитве «Отче наш» мы учим наших детей молиться Богу как Отцу. Повторяя слова «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», мы входим в очень близкое общение с пострадавшим за нас Спасителем.

В молитве «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины…» мы обращаемся ко Святому Духу Божию, Подателю жизни, и просим Его вселиться в нас и очистить нас от всего скверного.

Помочь нашим детям приблизиться к тайне Святой Троицы может только опыт такой молитвы, опыт любовного и молитвенного обращения к Богу.

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/231816

Святая Троица

В чем смысл и значение Святой Троицы? Каково православное учение о Троице?

Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама.

Совет

Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.

Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного. Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река.

Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа». Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными.

Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия.

Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен».

Читайте также:  Храм рождества христова в краснодаре

«И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый.

Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23).

Обратите внимание

Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма.

Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее.

Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».

неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней.

Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами. Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо».

«Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический.

Важно

Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность».

Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать? Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут.

Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен. Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю.

Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.

Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.

Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа.

Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог.

Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Совет

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так.

В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня.

Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”.

– И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.

Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи.

Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

Фильмы о Святой Троице

Уроки православия. Святая Троица

Беседы с батюшкой. Святая Троица: смысл и предрассудки

Бог один и троичен – как это понять? Божие откровение

День Святой Троицы

Источник: https://www.pravmir.ru/svyataya-troica/

Детям о дне Святой Троицы

Великий праздник Святой Троицы, который называется еще Пятидесятницей или Сошествием Святого Духа на апостолов, является днем рождения Святой Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын по Слову Его создал Церковь через Свое земное воплощение, а Дух Святой царит в ней.

Некоторые считают, что Троица – это один праздник, а Пятидесятница – другой. На самом деле, это – один день, пятидесятый после Пасхи.

Когда Господь вознесся на Небо, апостолы возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя – сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для великого дела – проповеди Евангелия (учения Христа) по всему миру.

На десятый день после Вознесения, в пятидесятый день после Воскресения Христова слова Спасителя исполнились. В этот день иудеи праздновали Пятидесятницу – один из великих иудейских праздников.

Обратите внимание

Божия Матерь и апостолы собрались, как обычно, в горнице для молитвы. В девятом часу утра послышался шум, похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом.

Вслед за шумом над головами апостолов и Божией Матери появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли, – это был видимый знак того, что на них нисходит Дух Святой.

Так совершилось крещение апостолов Святым Духом и огнем.

Необычный шум привлек всеобщее внимание, и скоро у дома собралась толпа паломников, прибывших на праздник в Иерусалим из многих стран. Апостолы вышли к ним и вдруг… начали говорить на разных языках. Каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова на своем родном языке.

Все удивлялись и изумлялись: “Разве эти люди родом не из Галилеи?” Ведь ни для кого не было секретом, что ученики Иисуса Христа были простыми, неучеными людьми.

И вдруг все они стали говорить на разных языках, которым никогда прежде не учились и до этого дня не понимали! Тут было чему удивиться…

Чудо пытались объяснить по-разному, пока апостол Петр неожиданно для самого себя не произнес первую в своей жизни проповедь. Он рассказал собравшимся об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение, был распят и на третий день воскрес; о том, что сегодня Спаситель, как и обещал, послал с Неба Духа Святого, наделившего апостолов способностью говорить на разных языках.

Устами простого, неученого рыбака говорил Сам Дух Святой, поэтому слова Петра так глубоко проникали в сердца слушавших его людей. После его проповеди около трех тысяч человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли Святое Крещение.

Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царствия Божия на земле, а сам день Сошествия Святого Духа на апостолов принято считать днем Рождения Церкви!

Важно

После Сошествия Святого Духа апостолы стали совершенно другими людьми – они в буквальном смысле переродились.

Вспомним тех учеников Господа, которые впали в отчаяние, когда узнали о крестной смерти и погребении своего Учителя; которые долго потом не верили в Его Воскресение, хотя об этом им не раз говорил Сам Иисус Христос… Теперь они были уже совсем иными – людьми крепкой веры, неутомимыми проповедниками Слова Божия.

От своего Божественного Учителя апостолы знали, что их жизнь будет полна насмешек, побоев, издевательств; что их будут заключать в темницы; что каждого из них ждет своя чаша страданий… В этих грядущих испытаниях необходимо было укрепить, поддержать и утешить апостолов, даровать им мужество и терпение. Поэтому-то вознесшийся Иисус Христос и послал Своим ученикам Святого Духа-Утешителя.

И теперь уже никто и ничто не могло остановить Божиих посланников в их святом и великом подвиге – распространении Божественного учения по всему миру. Распятые на крестах, сжигаемые на кострах, гибнущие под градом камней и на аренах цирков, апостолы были необыкновенно сильны духом.

Первые христиане жили очень хорошо, благочестиво. Каждый день молились и причащались. Они очень любили друг друга и старались во всем помогать друг другу.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться по всему миру – число верующих в Господа нашего Иисуса Христа день ото дня увеличивалось.

Сначала апостолы проповедовали христианское учение только в Палестине, а потому решили разойтись по всему миру. Они бросили жребий, кому в какую сторону идти, и вскоре разошлись по разным странам.

Известно, что Российские земли посетил святой апостол Андрей Первозванный.

Троица – один из самых любимых народом православных праздников.

Обратите внимание, как нарядна наша церковь в этот день: на полу рассыпана молодая травка, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками.

Совет

Белые березы стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из березовых веточек и цветов. Это знак обновления, цветения жизни во Христе.

Зеленый цвет облачений изображает животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица.

В день Святой Пятидесятницы впервые после Пасхи в церкви поют молитву “Царю Небесный”, это молитва Святому Духу.

В день Пятидесятницы Церковь прославляет не только Божественного Учителя, но и всю Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, поэтому праздник и именуют днем Святой Троицы или Троицыным днем.

Источник: https://happy-school.ru/publ/38-1-0-30

Классный час на тему

Подготовила и провела воспитатель Г(О)БУ Боринский ЦПД

Таболина Елена Леонидовна

Беседа  с детьми  «Православный храм»

Цели:

  • Познакомить детей с православным храмом, его устройством, внешней символикой.
  • Расширить словарный запас детей названиями: храм, окрестность, купол, колокольня – звонница.
  • Воспитывать благоговейное отношение к храму.

Программное содержание:

Занятие проходит в форме экскурсии в храм. Проводится  экскурсия на улице, дети осматривают храм снаружи, окрестность при храме. Затем экскурсия продолжается в храме, предлагается рассмотреть храмовую  живопись и иконы.

Содержание беседы:

Храм – это особое здание, оно не похоже ни на одно из современных строений (предлагается рассмотреть храм).

Как вы думаете, почему храм особое сооружение? (ответы детей).

Храм – это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.  Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова храм и собор означают здание, строение. А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но и всех верующих людей.

Форма храма может быть разная. Храмы строят в форме креста, круга или звезды. Если бы можно было взглянуть на наш  храм с вертолета, то мы бы увидели форму его  строения.

Форма храма – это символ (знак). Форма нашего храма – крест. Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их своей кровью.  В знак любви  к Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы. Посмотрите, что мы видим под куполом – крест.

Называется наш храм: «Храм Воздвижения Креста Господня».

А как вы думаете, что означает слово окрестность? Окрестность это местность расположенная вокруг креста. ( Осматриваем окрестность). Красивое место вокруг? (Да). Раньше храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы. Постепенно вокруг храмов возникли поселения, села,  города.

Давайте снова  посмотрим на храм. Какая необычная крыша у храма, здание венчают купола. Что напоминает эта форма? Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх, к небу.

А что еще напоминает форма купола? Форма купола напоминает шлем древнего богатыря.

Обратите внимание

Помните былину про Илью Муромца? Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и православную<\p>

Давайте посчитаем, купола нашего храма. У нашего храма три купола. Число куполов имеет значение.

 Три купола –  память о Святой Троице. У храма есть башня – колокольня, на ней располагаются колокола.  Колокольню иначе называют звонницей.

А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.

Для чего звонят в колокола?

Для того чтобы созывать верующих  к богослужению. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на собрание, или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях.

Русские колокола отличаются звучностью и певучностью. Ударная часть колокола называется языком, т.е. русский народ считал, что колокол имеет живой голос.

Читайте также:  Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна?

На праздник Пасхи есть традиция – любой желающий может позвонить в колокола.

А теперь, проверим, кто из вас был самым внимательным.

Слушайте загадки:

  • Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается. (Колокол).
  • На горе стоит свеча, в ней молитва горяча. (Храм).
  • Что выше колокольни? (Крест).

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/12/01/beseda-s-detmi-na-temu-pravoslavnyy-hram

Пример отдельной беседы священника с ребенком старше 7 лет

Знакомство

Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

Ты уже был когда-нибудь в церкви?

Папа и мама собираются привести тебя к нам в храм покрестить. Я тебе немножко расскажу о том, как будет происходить твое крещение.

Ты уже совсем большой, значит, все поймешь. Но если что-то тебе покажется непонятным – ты меня останавливай и спрашивай. Хорошо?

О Боге. О грехе первых людей.

Ты, наверное, знаешь о Боге?

Бог – это Тот, Кто создал мир.

Откуда появилось солнце, Земля? Их создал Бог. Откуда появились цветы? Их тоже создал Бог. Откуда появились реки, облака, люди? Все это создал Бог.

Важно

И мир, в котором жили самые-самые первые люди, был прекрасен. Но, к сожалению, эти первые люди не послушали Бога. И поэтому оказались во власти зла. Так же, как детям иногда что-то запрещает мама: нельзя открывать дверь незнакомым, нельзя убегать, когда рядом машины. И если этот запрет нарушить – может случиться беда.

Вот такая беда случилась и с первыми людьми. Они стали беззащитными перед злом. И перестали замечать, что и сами совершают плохие поступки.

Но Бог все равно любит людей. Даже если они делают что-то плохое. Как мама всегда будет любить тебя, даже если ты шалишь. И Бог захотел спасти людей от зла, от всего того, что произошло когда-то из-за их поступка.

Чтобы прийти к людям, Бог Сам стал Человеком. Почти 2000 лет назад родился Богочеловек.

Имя Его ты, наверное, слышал: Иисус Христос. Он совершил много чудес ради людей, Он рассказал людям, как им нужно жить, научил, как молиться и как нужно любить друг друга.

Чтобы спасти людей, Христос не пожалел Себя. Он ради нас, ради всех людей, умер на кресте. И – Он победил зло и смерть! Потому что через три дня Христос воскрес. Эту победу Бога над смертью празднуют все люди – ведь теперь, если живешь с Богом, можно жить вечно!

Христос уже после воскресения приходил к Своим ученикам, а потом вознесся в Царство Божие. И те, кто Его любят и стараются жить так, как Он говорил, тоже попадают в это Царство Божие.

В Церкви Бог невидимо с нами

Бог нас не оставил: он всегда невидимо рядом с нами. Бог тебя видит, когда ты гуляешь, когда играешь с друзьями, когда спишь.

Но то место на земле, где Его присутствие особенно заметно – это Церковь, Дом Божий.

Совет

Когда ты станешь крещеным и сможешь узнать о Боге побольше, твоя душа тоже сможет узнавать Его, чувствовать Его. Ведь можем же мы, не видя солнца, узнать, что оно взошло – мы чувствуем тепло. Или ты можешь почувствовать, что тебя обнимает мама, даже если у тебя закрыты глаза.

Так и мы в Церкви чувствуем и знаем, что Бог здесь рядом с нами.

О Крещении: вода Крещения очищает душу

Ты, наверное, любишь купаться? А умываться?

Даже если тебе это не очень нравится, без умывания никак не прожить. Вода смывает грязь с твоего тела, делает чистыми твое лицо, руки.

Когда тебя приведут креститься, тебя будут омывать водой, но не простой, а святой. А святая вода умывает не только снаружи – она умоет и твою душу.

Ты ведь знаешь, чувствуешь, что у тебя есть не только тело, но и душа?

У тебя на душе бывает весело, а бывает грустно. Всей душой ты любишь родителей и друзей. Душа чувствует мир вокруг, в ней рождаются разные чувства. Иногда – хорошие, а иногда – плохие. Потому что душа каждого человека может увлечься не только чем-то хорошим, но и плохим. Это свойство мы унаследовали от первых людей. Но вода Крещения поможет это исправить.

Откуда такая сила у воды Крещения

Вода, в которой тебя будут крестить, может омыть твою душу от плохих поступков и мыслей. Эта вода может поправить то, что произошло с человеком из-за греха самых первых людей.

Знаешь, откуда такая сила у воды Крещения? Вот откуда: хотя в воде тебя будет крестить священник, но всё Крещение будет совершать Сам Бог. Именно Он святой водой очистит, омоет твою душу.

Миропомазание после Крещения

После того, как тебя погрузят в купель или польют святой водой, тебя еще и помажут ароматным, душистым маслом. Оно называется миро и у него очень приятный запах.

Потому что для его приготовления используются самые лучшие ароматы. Миром помазывали царей, священников, пророков (это святые люди, которые умели понимать Бога, знали Его волю). Им же помажут и тебя.

Представляешь, как сильно тебя любит Бог?

Обратите внимание

Через освященное ароматное миро тебе будут даны от Бога разные дары. Я помажу твой лоб, чтоб твой ум просветился. Помажу глаза, нос, чтоб ты видел и чувствовал Бога. Помажу уши, чтоб ты слышал и понимал слова Божии.

Помажу руки, чтоб они не делали плохих дел. Помажу ноги, чтоб они ходили по правильному пути. Помажу грудь, чтоб твое сердце тоже чувствовало и любило Бога. Ты все это сможешь с помощью Бога, если сам будешь этого хотеть.

Когда я буду тебя помазывать, ты каждый раз должен будешь говорить мне одно древнее таинственное слово: «Аминь». Это слово на древнем языке означает «пусть будет так».

Причастие

После Крещения ты сможешь вместе со всеми причащаться Святых Таин.

Так называют Причастие, потому что оно – тайна. Тайна, о которой знают только верующие. В Причастии под видом частички хлеба и сладкого вина дается Тело и Кровь Иисуса Христа. Для чего? Те, у кого одна и та же кровь – это родные, родственники. Если мы будем причащаться – в нас будет тоже частичка Самого Бога. И Сам Бог сможет действовать в нас – помогать нам стать на Него похожими.

Жизнь после Крещения

После Крещения тебе нужно постараться жить так, чтобы помнить о Боге. Утром и вечером нужно будет помолиться. Молиться – это значит обращаться к Богу, и не только словами, но и всем твоим сердцем. Можно прочитать молитвы, которым тебя научит мама или папа. А можно помолиться своими словами – о твоих близких и о тебе самом: «Господи, помоги мне! Господи, спаси меня, маму и папу!»

Мы будем очень рады видеть тебя в нашем храме. Будем рады, если ты будешь приходить причащаться, молиться вместе со всеми.

Постепенно ты узнаешь и о многом другом: о том, зачем в храме иконы, какие в Церкви есть праздники, что поют на богослужении.

Буду с радостью ждать тебя, дорогой _______!

Пример беседы священника с подростком

Знакомство

Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

Ты сам решил креститься? Что ты знаешь о крещении?

Я рад, что ты об этом размышлял и что-то знаешь. Но чтобы тебе было понятней, что за событие в твоей жизни произойдет, я тебе немножко расскажу об этом.

Если тебе что-то покажется непонятным – спрашивай.

Когда ты вырос, то стал замечать, что в мире много зла

Как тебе кажется, чего в мире больше – добра или зла?

Обычно в раннем детстве мир кажется очень хорошим. Ребенок в семье, в доме – как цыпленок в скорлупе, защищен от существующего в мире зла. Когда что-то плохое случается – оно кажется исключением, которое можно исправить.

Но чем старше ты становишься, тем больше замечаешь вокруг себя несправедливости, жестокости, лжи.

Где коренится зло

Как ты думаешь, как можно победить зло?

Важно

Некоторые говорят, что надо собрать всех злодеев и преступников и уничтожить. Или отправить на необитаемый остров.

Как ты считаешь, наступит ли царство добра после этого?

К сожалению, даже если добрые побеждают, власть может их испортить. Они начинают ссориться и становятся не такими уж хорошими. Это потому, что зло коренится не только в злых людях, не только в неправильном общественном порядке – оно есть во всех людях, в человеческой природе.

Первородный грех

Замечал ли ты в себе, что иногда ты делаешь что-то плохое, понимая, что оно – плохое? Может, даже во вред себе? Просто потому что не мог остановиться?

Не думай, что это потому, что ты какой-то особенно испорченный. Так проявляется в человеке наклонность ко злу. А досталась она нам от наших прародителей, от первых людей.

Ты слышал что-нибудь про Адама и Еву и про их грех?

Иногда люди говорят так: Адам и Ева согрешили, потому что съели яблоко в раю. Конечно, дело совсем в другом – в том, что Адам и Ева не послушали Бога, а послушались дьявола. Так они оказались во власти зла. От этого изменилась их природа, и Адам и Ева лишились рая.

Мы все – их потомки, мы унаследовали последствия их греха.

И люди принимают Крещение как раз для того, чтобы опять соединиться с Богом, победить зло и изменить свою природу.

О Боге-Троице

Христиане верят в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Каждое Лицо Пресвятой Троицы – Бог, но Лица Святой Троицы – не три Бога, а один Бог. Эту тайну бытия Бога невозможно до конца объяснить и постичь. Но человеку Бог-Троица являл себя в образе трех Ангелов.

Но почему тогда нас, верующих в Бога-Троицу, называют христианами?

Что ты знаешь о Христе?

Знаешь ли, что Христа называют Спасителем?

Когда случается наводнение, пожар, людям нужна помощь других. Если их не спасти – они погибнут.

Когда люди подпали под власть зла и даже перестали это понимать – им тоже нужна была помощь.

Совет

Бог Сын пришел на Землю спасти людей от власти зла. Для этого он Сам стал Человеком – Богочеловеком Иисусом Христом.

Потом ты прочитаешь о Нём в Евангелии. О том, как Он совершал великие чудеса, кормил тысячи голодных несколькими хлебами, ходил по воде, исцелял больных, воскрешал мертвых. Он учил людей добру – и так, как Он учил, не учил никто. Люди тысячами сходились в пустыню, чтобы Его услышать.

Но Он пришел не только для того, чтобы научить людей, а для того, чтобы принести Себя в жертву и победить смерть. Он принимает мучительную и позорную смерть на кресте. Но воскреснув через три дня, Он исцеляет и человеческую природу. И если мы соединимся со Христом, то и наша природа изменится и мы будем спасены.

Зачем тебе креститься

Ты размышлял о том, зачем людям крещение? И зачем тебе самому нужно креститься?

Многие думают, что креститься нужно, чтобы получить, например, здоровье, счастье, удачу.

Но как низко мы ставили бы человека, если б согласились, что он родился в мир только чтобы быть здоровым и чтобы ему в жизни всегда везло! Тем более, что и здоровье, и удача, и счастье очень мимолетны.

Бог вознес человека на невиданную высоту. Он создал его по Своему образу – свободным, способным любить, творить, преображать себя и жизнь. И Крещение – это возможность искоренить в себе зло и стать подобным Богу.

Каждый, кто верит во Христа и принимает Крещение, получает силу победить зло, победить дьявола, победить смерть. На этом пути Бог будет помогать ему.

Как происходит Крещение

Когда землю готовят к посеву, ее перепахивают, удаляют сорняки.

И перед тем как соединиться с Богом, принять Крещение, нужно вспахать свою душу размышлением о своей жизни, освободить ее от «сорняков» – попросить у Бога прощения за то плохое, что ты делал, думал, говорил.

Нужно будет дать Богу обещание отречься от зла, от дьявола, обещание не совершать грехов, быть со Христом, выполнять то, что Он заповедовал. За маленьких детей во время Крещения такие обещания дают крестные родители. Но поскольку ты уже человек взрослый, то вместе со своими крестными тоже будешь говорить: «Я отрекаюсь от всего этого зла и соединяюсь со Христом, чтобы веровать в Него».

Во время Крещения ты будешь погружаться в святую воду. Погружение в воду – это символ умирания, распятия со Христом. А исхождение из воды – это символ воскресения Христа. Ты трижды погрузишься в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Крещение невидимо совершает Сам Бог. Поэтому вода Крещения имеет силу очищать душу от зла.

После Крещения на тебя наденут белую одежду в знак чистоты и святости.

Причастие

После Крещения ты сможешь вместе со всеми причащаться Святых Таин.

Обратите внимание

Так называют Причастие, потому что оно – тайна. Тайна, о которой знают только верующие. В Причастии в память о той жертве, которую Господь принес за грехи мира, хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Телом, распятым на кресте и воскресшим.

Кровью, излитой с креста за грехи людей. И человек, принимая Тело и Кровь Христа под видом вина и хлеба, становится святым, освященным, получает дары Святого Духа.

Как больному человеку переливают здоровую, не зараженную болезнью кровь, так и Господь дает нам Свою Кровь для того, чтобы исцелять нас от греха.

Жизнь после Крещения

Крещение – второе рождение. Ты заново будешь рожден в Крещении, чтобы начать новую жизнь – с Богом.

Но без твоего участия Бог не сможет изменить твою жизнь. Всесильный Бог не хочет нарушить твоей свободы. Если ты не захочешь бороться с грехом, не захочешь противиться злу, то Господь не будет спасать тебя насильно. И тогда Крещение будет дверью, которую ты открыл, но не вошел.

Но я думаю, что ты, конечно, захочешь войти в эту новую жизнь. Наверное, у тебя не сразу будет это получаться. Тебе будет помогать Сам Бог – в ответ на твою молитву и в таинствах Церкви.

Главное таинство – это Причастие. Каждое воскресение Церковь приглашает всех христиан принять участие в Литургии, на которой можно причаститься.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "ахтырская"

Еще в твоей новой жизни тебе будет помогать священник. У тебя будет возможность рассказывать ему о том, что происходит с тобой на этом новом пути. Пользуясь его советами, ты будешь учиться добру, вере, любви.

Важно

В нашей общине, я надеюсь, ты встретишь новых друзей. Может быть, захочешь участвовать в каких-то общих делах (рассказать о жизни прихода).

Не смущайся, если в церкви ты вдруг увидишь не только добро, любовь, поддержку, но и что-то не совсем хорошее. Такое может случиться, потому что многие люди, как и ты, только начинают свой путь, только учатся жить с Богом.

Постепенно твоя жизнь будет меняться. Твой путь не будет простым, противостоять злу бывает трудно: иногда оно очень агрессивное, иногда – заманчивое, иногда – привычное, незаметное, «все так живут». Но если ты не побоишься трудностей такой борьбы, не побоишься быть со Христом, то ты все ближе и ближе будешь к своему высокому предназначению: святости, свободе, совершенной любви.

И Крещение будет началом не только изменения жизни здесь, на земле, но и началом вечной жизни – в радости, с Богом и со святыми.

Источник: http://dmitrovhram.ru/sluzhenie/katehizatsiya/posobie-po-oglasheniyu/primer-otdelnoy-besedyi-svyashhennika-s-rebenkom-starshe-7-let/

Детям о Святой Троице

Святая троица

Святая Троица – учение о триедином Боге, едином по существу и троичном в лицах Отца, Сына и Святого Духа.

Первые христиане жили очень хорошо, благочестиво. Каждый день они молились и причащались.

Они очень любили друг друга и старались помогать друг другу во всем.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться по всему миру.

Число верующих в Господа нашего Иисуса Христа день ото дня увеличивалось.

Сначала апостолы проповедовали христианское учение только в Палестине, а потом, по наитию Святого Духа решили разойтись по всему миру.

Они бросили жребий, кому в какую сторону идти, и вскоре разошлись по разным странам.

Троица – один из самых любимых православных праздников.

Святая Троица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.

Совет

Отец – безначален, не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно) рождён от Отца; Святой Дух – вечно исходит от Отца.

Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица?

Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа.

Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами.

А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения.

Божественная Троица есть абсолютное единство… 

Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму… 

Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. 

Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы.

И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них.

Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали…  

Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Как нарядна православная церковь в этот день: на полу лежит молодая травка, кругом свежие полевые цветы украшают образа.

Иконы украшены ветвями, люди приходят на службу с букетами цветов.

Это знак обновления, цветение жизни во Христе.

Обратите внимание

Цвет зеленой травы, листьев символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.

Звоном колоколов, ароматом цветов и трав, теплом и солнцем наполнена Троица.

В Троицкую субботу мы поминаем всех наших усопших, посещаем кладбища, молимся об упокоении душ наших близких.

В день Святой Пятидесятницы, в воскресение, впервые после Пасхи в церкви поют молитву «Царю Небесный Утешителю», это молитва Святому Духу.

В день Пятидесятницы Церковь прославляет всю Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, поэтому праздник и именуют днем Святой Троицы.

А в понедельник тоже праздник – день Святого Духа.

Считается, что в этот день вся земля именинница.

В этот день Церковь вспоминает и прославляет Святого Духа – третье лицо Пресвятой троицы.

В этот день особенно благоухает летнее разнотравье.

Все цветет, все пронизано солнцем, каждый цветочек навещают ангелы.

Следующее воскресенье после Троицы – День всех Святых.

В этот день нужно посетить храм и поставить свечу святому, имя которого носим.

Следует помнить, что весь православный календарь – словно чудесный веночек, в который как цветы вплетены жития святых, церковные праздники и другие церковные события.

Каждый человек может добавить в него скромный цветочек своей любви, уважения и почитания.

Источник: http://pplanet.org/article/97-detyam-o-svyatoy-troice.html

Воскреска – Примерные темы для бесед с детьми разных возрастов

Опубликовано: 20 января 2015 Просмотров: 10882

 Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.Прот. Серафим Слободской, “Закон Божий” (любое издание)Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. – М.: “Паломник”, 1997.Купель 3/97Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.

)Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. – М., 1996.Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.2-е изд. – М., 1996.

Русские праздники.

Вера. Молитва. Любовь. Сборник. – М.: Русский духовный центр, 1993.Высоцкая с. Чистый понедельник. – Нижний Новгород, 1997.Купель 3/97.Пчелка 1/91.Прот. Серафим Слободской, “Закон Божий” (любое издание)Шмелев И. Лето Господне, – (любое издание)Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых – в 2-х книгах. – М.: ООО “Изд-во АСТ”, 1997.

Мама, папа, я.

Что из детства помогло мне стать верующим? – С-Пб, 1998.Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)Прот. Серафим Слободской, “Закон Божий” (любое издание)Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. – М.: “Паломник”, 1997.Уроки о здоровье и добродетели. – М.: “Паломник”, 1999.

Троице-Сергиева Лавра.

Житие св. Сергия (любое издание)Чарская Л. Один за всех. Повесть – ТПО “Светоч” всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. – М., 1993.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Важно

Что из детства помогло мне стать верующим? – С-Пб, 1998.Паустовский “Теплый хлеб”, – (любое издание)Иванова С.Ф. Введение во храм слова – М.: Школа. – Пресс, 1994.Прот.

Серафим Слободской, “Закон Божий” (любое издание)Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. – М.: “Паломник”, 1997.Пляцковский М. солнышко на память. – М., 1975.Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. – М.

: “Отчий дом”:, 1998.

Как мы дружим с животными.

Прот. Серафим Слободской, “Закон Божий” (любое издание)Житие св. Герасима (любое издание)Житие св. Сергия (любое издание)Чудо в пустыне – м., “Паломник”, !997.Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.

Прот. Серафим Слободской, “Закон Божий” (любое издание)Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. – М.:”Паломник”, 1997.Киселев А. Семь дней творенья. – “Про-пресс”, 1998.Тарасар К.

Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. – М.: Госпел лайт, 1999.Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.

Рассказы о русских святых.

Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)Тысяча лет. Сборник. – Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)Любые жития, адаптированные для детей.Купель 3/97Супрун В.И. Православия святые имена. – Волгоград,1996.Подвиг Ильи Муромца. – М.: подворье ТСЛ, “Новая книга”, 1996.

Я рисую храм.

Тысяча лет. Сборник. – Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)С нами Бог 3/94Пчелка 1/91Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.Марченко В. Дом Божий (устройство храма). – Рос. отделение Валаамского общества Америки. – М., 1996.Православные богослужения, Таинства и обычаи. – Белосток, 1992.

Когда поет душа.

Тысяча лет. Сборник. – Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.

Где я живу?Житие св. Сергия (любое издание)Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. – М., 1993.Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. – М.: Книга,!990.Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.

Житие – любое издание.Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)Чарская Л. Один за всех. Повесть – ТПО “Светоч” всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)Ключевский В.О. Значение преп.

Совет

Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. – “ИМКА-Пресс”,1969.Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. – М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.

Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. – С-Пб.: Лицей, 1993.Житие батюшки Серафима Саровского. – Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.

Федотов Р.П. Святые древней Руси. – любое издание.Купель 3/97Пчелка, 1996.Жития святых для детей. – любые издания.

Икона и картина.

Тысяча лет. Сборник. – Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)Купель 3/97Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – Новосибирск, 1991.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.

Евангелие и древнерусская литература.

Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. – М.: Мирос,1992.Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. – М.: Мирос, 1994.Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. – М., 1993.Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. – М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.

Что из детства помогло мне стать верующим? – С-Пб, 1998.Домострой – любые издания.Шмелев И. Лето Господне – любое издание.

Любовь и дружба.

Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. – М.: Даниловский благовестник, 1996.Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. – М.: Даниловский благовестник, 1996.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О.

Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.

Обратите внимание

Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. – М: Интердиалект, 1997.Отец Арсений. – М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.Жития святых на усмотрение рассказчика.О вере и нравственности по учению православной церкви. – Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Музыка духовная и светская.

МартыновТысяча лет. Сборник. – Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.

Зачем я живу?Вера. Молитва. Любовь. Сборник. – М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.

Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. – М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.Свящ. Тимофей.

Православное мировоззрение и современное естествознание. – М.: “Паломник”, 1998.Свящ. Тимофей. Две космогонии. – М.: “Паломник”, 1999.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.

10 заповедей – основа нравственности человека.

Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.О вере и нравственности по учению православной церкви. – Изд-е Моск. Патриархии, 1991.Свящ. Николай Успенский.

Как жить православному христианину по заповедям Божиим. – Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.Зависть гибельнее войны. – б.м.: “Рарогъ”, б.г.Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. – М.: “Паломник”, 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.

Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. – М.: “Православная беседа”, 1994.Тальберг Н. История Русской Церкви. – М, 1997.Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.

Добро и зло.

Что из детства помогло мне стать верующим? – С-Пб, 1998.Вера. Молитва. Любовь. Сборник. – М.: Русский духовный центр, 1993.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.О вере и нравственности по учению православной церкви. – Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.

Важно

Что из детства помогло мне стать верующим? – С-Пб, 1998.Вера. Молитва. Любовь. Сборник. – М.: Русский духовный центр, 1993.Иванова С. Ф. Введение во храм слова. – М.: Школа-пресс, 1994.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.

Любовь и влюбленность.

Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. – М., 1997.Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. – М.: Даниловский благовестник, 1996.Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. – М.: Даниловский благовестник, 1996.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О.

Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.

Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. – М.: Даниловский благовестник, 1996.Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. – М.: Даниловский благовестник, 1996.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О.

Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.

Что из детства помогло мне стать верующим? – С-Пб, 1998.Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. – М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти

Вера. Молитва. Любовь. Сборник. – М.: Русский духовный центр, 1993.Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. – М., 1997.Василиадис Н. Таинство смерти. – ТСЛ, 1998.О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. – Самара, №3/99 .

Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. – М.: “Про- пресс”, 1998.

Общая информация

 Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик          nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст          младший, средний, старший

Дисциплина          Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит          Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат          Документ формата doc

Размер          27 КБ

Оставлять комментарии могут только участники Воскрески

Источник: https://voskreska.org/obshchij-katalog-materialov/temy-dlya-besed/354-primernye-temy-dlya-besed-s-detmi-raznykh-vozrastov

Ссылка на основную публикацию