Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в москве

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальный женский монастырь

Со времени рождения в 1629 году царевича Алексея – будущего царя Алексея Михайловича Романова – монастырь в честь его святого покровителя начинает пользоваться особым царским вниманием, царская семья делала щедрые вклады в обитель.

В 1654 году, во время морового поветрия, в Алексеевском монастыре был обретен список с древней «Грузинской» иконы Божией Матери, от которого последовали многочисленные чудотворения.

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон пожертвовали на образ драгоценный оклад.

В 1812 году монастырь был разграблен и сожжен наполеоновскими солдатами. Обитель восстановилась после пережитых бед, но ей не было суждено остаться на старом месте.

Обратите внимание

После изгнания французов император Александр I дал обет в благодарение Богу воздвигнуть в Москве храм, посвященный Христу Спасителю. Исполнили обет государя уже после его смерти.

В 1832 году для построения величественного храма император Николай I избрал место, занимаемое Алексеевским монастырем.

В 1837 году по высочайшей воле Николая I и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) было решено перевести Алексеевский монастырь в Красное село, существовавшее уже в глубокой древности. В конце XVII столетия здесь был выстроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Он стал первым храмом Алексеевской обители на новом месте.

Перемещение монашествующих совершилось 17 октября 1837 года – торжественным крестным ходом через всю Москву с особо чтимыми монастырскими святынями – иконами Божией Матери «Целительница» и «Грузинская», святого Алексия, человека Божия – и при участии митрополита Московского Филарета.

Игумения Клавдия с сестрами с трудом привыкали к новому, казавшемуся почти безлюдным, месту. Однако со временем обитель полюбили окрестные жители, не оставлял ее своим попечением и святитель Филарет – в 1840 году он благословил открыть на территории монастыря кладбище.

Появившиеся денежные средства игумения Клавдия употребила на пристройку к Крестовоздвиженскому храму еще одного придела – во имя святого Алексия, человека Божия.

А при следующей настоятельнице в 1853 году была воздвигнута новая каменная церковь во имя святого покровителя обители.

История монастыря хранит особую память об игумении Антонии (Троилиной), настоятельнице в 1871–1897 годах, под руководством которой обитель достигла истинного расцвета.

Важно

Родом из богатой купеческой семьи, она получила прекрасное образование и в девятнадцать лет начала иноческую жизнь.

До перевода в Алексеевский монастырь наставляемая двумя выдающимися архипастырями – митрополитом Филаретом и митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), девять лет управляла московским Страстным монастырем. Игумения Антония восстановила в Алексеевском монастыре общежительный устав.

В период русско-турецкой войны 1877–1878 годов монастырь оказывал помощь Обществу попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста), на котором лежала практически вся медицинская помощь армии. В Алексеевском монастыре велась подготовка сестер милосердия (из числа послушниц) для нужд Общества.

В 1878 году в монастыре был заложен новый каменный двухэтажный корпус под богадельню для престарелых сестер и больницу с домовой церковью.

Продолжалось строительство храмов: были воздвигнуты церкви во имя Архистратига Михаила и кладбищенская – в честь Всех Святых, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, – отличающаяся особой красотой внутреннего убранства и росписи.

Здесь была помещена одна из святынь обители – чудотворная икона Божией Матери «Целительница». Особенностью храма Всех Святых явилось то, что весь его цокольный этаж заняла усыпальница, предназначенная, главным образом, для погребения лиц духовного и монашеского звания.

Кладбище Алексеевского монастыря со временем превратилось в один из лучших некрополей Москвы. На нем покоились лица духовного звания, военные, литераторы, художники, ученые. Доходы от него позволяли вести и строительство, и благотворительную деятельность: оказывать помощь Российскому обществу Красного Креста, тюремным больницам, оплачивать воспитание дочерей бедных священников.

В 1889 году в монастыре в память о спасении императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе было устроено училище с курсом начальной церковно-приходской школы для девочек-сирот и дочерей беднейших членов духовенства. Лучшие ученицы продолжали образование также за счет обители. Сам монастырь в те годы называли «школой игумений»: под руководством стариц высокой духовной жизни в нем были воспитаны настоятельницы многих монастырей.

Совет

Советская власть, начиная с середины 1920-х годов, планомерно уничтожала Алексеевскую обитель: почти никто из сестер не избежал репрессий – три монастырские послушницы ныне причислены к лику святых. Монастырские храмы были разграблены и перестроены, на месте некрополя разбит парк. Автомобильная эстакада разрезала надвое монастырскую территорию.

С осени 1990 года стал возрождаться храм Всех Святых. В 1991 году на Лазареву субботу, в день памяти Алексия, человека Божия, он был освящен.

Начали возрождаться благочестивые монастырские традиции: ежедневное совершение уставных служб, создание богадельни, воскресной и церковно-приходской школ.

В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме преподобного Алексия, человека Божия учреждено Патриаршее подворье.

В апреле 2010 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, благодаря инициативе протоиерея Артемия Владимирова и при деятельном участии инокини Ксении (Чернеги) было образовано Сестричество во имя святого Алексия, человека Божия, основной целью которого являлось возрождение Алексеевской обители. Это был первый монастырь в Москве, возобновляемый по благословению и молитвами Первосвятителя. В июле 2012 года Святейший Патриарх благословил положить начало монашеской общине в Красном Селе.

16 июля 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении в Москве в Красном Селе Алексеевского женского монастыря с приданием ему статуса ставропигиального. Настоятельницей обители была назначена руководитель Юридической службы Московской Патриархии монахиня Ксения (Чернега), 30 марта 2014 года возведенная в сан игумении.

Старший священник и духовник обители:

протоиерей Артемий Владимиров.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/alekseevskiy-stavropigialnyy-zhenskiy-monastyr/

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Алексеевский монастырь в Москве — первая женская московская обитель, основанная митрополитом Алексием в XIV веке, поистине возрожденная из пепла, трижды меняющая свое место существования, восстановленная в XXI веке.

Красно-каменное строение церкви Всех Святых величаво возвышается на холме Красного Села, являясь духовной святыней Москвы с уникальной историей.

История возникновения и возрождения женского монастыря

Ново-Алексеевская женская обитель является современным шедевром архитектуры, уходящей корнями истории в XIV век. По воле или превратностям судьбы духовный родник православия Руси за время своего существования трижды менял место нахождения.

Алексеевский женский монастырь в Красном Селе, Москва

Алексеевский монастырь был основан по благословению митрополита Алексия в 1360 году (по некоторым записям в 1358) его сестрами Евпраксией и Иулианией.

Тихое и благодатное место для женской обители располагало к молитве и поклонению Творцу.

Первым на монастырской территории был возведен храм св. Алексия, а затем собор Зачатия преподобной Анны, благодаря которому первый женский монастырь в этих землях известен, как Зачатьевский.

Обратите внимание

Первая игуменья преп. Иулиания славилась строгостью и умением держать обитель в благочестии.

Много испытаний выпало на долю Алексеевской обители.

  • В 1441 году ее разорили татары во время набегов, пожар 1514 года довершил дело варваров. От прекрасных построек осталось пепелище храм восстановили, но снова огонь в 1547 году, который сжег практически город.
  • По велению царя Василия Третьего было решено перенести место нахождения женской обители в черту города, построив новый храм на живописном валу под защитой стен крепости города.
  • Царем Федором Михайловичем на месте старых монастырских построек была возобновлена Зачатьевская обитель, в которой царская семья молила Бога о даровании наследника. Новопостроенный Алексеевский храмовый комплекс процветал под патронажем царских особ. Царь Михаил Федорович своего наследника, дарованного в 1629 году, назвал в честь человека Божьего Алексия.
  • И снова огненные языки в этом же году истребили храмовые постройки, по велению царя последствия пожара ликвидировали за 5 лет. В 1934 году знаменитыми мастерами Антипом Константиновым и Трефилом Шарутиным, которые спроектировали Теремный дворец, было закончено возведение великолепного двухшатрового собора в честь дня появления на свет царского наследника.

Новый храм, жемчужина зодчества, положил начало строительства многошатровых церквей.

Этот стиль возведения храмовых построек лег в основу строительства церкви Рождества Пресвятой Божьей Матери, сооруженной в Путинках, вскоре после этого патриарх Никон наложил запрет на возведение шатровых строений.

Расцвет монастыря и перенос комплекса в Красное Село

Алексеевский храмовый комплекс достигает апогея своего расцвета благодаря покровительству царя, который постоянно отмечал в нем именины.

Церковь Алексия, человека Божия в Новоалексеевском монастыре

Паломники стекались со всех уголков Руси, богатые вклады, деньги, пожалования текли рекой от царских особ и к ним приближенным.

Хранительницами женской обители и покровительницами царского рода считались иконы Божьей Матери «Казанская», «Федоровская» «Знаменская».

Благодаря чудотворной силе Грузинской иконы Богородицы, найденной в стенной нише по указанию монаха, получила исцеление от моровой язвы в 1654 году умирающая инокиня.

Столица из Москвы была перенесена в Петербург, и расцвет женского храмового комплекса прекратился.

Война с французами, разорившими обитель, довершили уничтожение святыни. По благословению Божьему и мудрости сестер святыни и основные ценности монастыря были спрятаны в подвале под полом, над покрытием которого поставили кровати с больными стариками. Французы побоялись заразы и не тронули больных.

После победы над французами под благословением архиепископа московского преосвященного Августина монастырь вновь восстал из разрухи, однако, вскоре его решено было перенести в Красное Село.

Последней игуменьей на прежнем месте монастыря стала Клавдия, бывшая настоятельница Зачатьевской обители сменила игуменью Назарету, ушедшую на покой. Игуменье Клавдии пришлось поднимать новый Алексеевский монастырь в Красном Селе.

Важно

По пожеланию царя Николая І архитектура церкви Христа Спасителя вторила архитектуре Кремля.

За переселением монастырских насельниц со святынями обители в 1837 году съехалось наблюдать множество народа. Ведь крестный ход длиной в 7 км возглавил сам святитель Филарет. Первая Божественная литургия была проведена около Крестовоздвиженского храма.

Верующие города и окраинных земель постоянно приходили на монастырские богослужения. Несмотря на бедственное положение, Ново-Алексеевский храмовый комплекс привлекал богомольцев, имея во владении холодную церковь и огороды.

Возрождение монастыря

Благодаря личному покровительству митрополита Филарета, взявшего обитель под свою опеку, бедствующий монастырь снова восстает из бедности и бедствий.

Главные ворота Новоалексеевского монастыря

В 1841 году по разрешению святителя Филарета около монастырских стен обустроили кладбище, оно стало приносить хороший доход, благодаря которому стало возможным новое строительство храма.

1853 год — по проекту архитектора М. Быковского возводится Алексеевская церковь, имеющая два предела, церковь Грузинской иконы Богородицы и храм Павла Латрийского, ставший копией церкви Христа Спасителя.

В это время у святыни Крестовоздвиженской церкви иконы св. Кирика и Иулитты начались чудотворения и исцеления, что вызвало новый наплыв паломников.

Монастырский погост постоянно украшен букетами цветов, на нем строятся прекрасные часовни, на этом кладбище хоронят самых известных людей города.

В 1879 освящается новый храм Архангела Михаила.

В 1891 году в храме Всех Святых достраивается придел Казанского иконы Богородицы и трехглавая колокольня.

Под новым храмом имелся подклет, в котором желающие могли приобрести семейные склепы.

Совет

В Ново-Алексеевском монастыре в 1871 году было организовано училище, готовящее учительниц для южнославянских народов.

Насельницы часто выполняли работу медсестер в годы русско-турецкой войны. Неплохой доход имел приход от работы разнообразных мастерских, в которых:

  • вышивали золотом;
  • занимались иконописью;
  • переплетали книги;
  • стегали одеяла;
  • шили одежду.

Интересно! Руками инокинь в 1913 году было расшито облачение для патриарших мощей Гермогена.

Послереволюционная судьба монастыря в Красном Селе

В 1919 году революционные власти закрыли монастырское кладбище, а к 1924 году разогнали монахинь и передали храмы в управление городскому совету. В церкви Всех Святых обосновывается городской архив, в Алексеевском храме устроили клуб.

Часовня иконы Божьей Матери «Неувядаемый Цвет» в Новоалексеевском монастыре

В 1935 году, согласно генеральному плану реконструкции столицы, решено было построить проспект Ленина, который должен был пройти через монастырское кладбище.

Читайте также:  Можно ли православным слушать рок?

Прекрасную Крестовоздвиженскую церковь переделали под стандартное советское здание, а в церкви Всех Святых основали мастерскую, изготавливающую зонты. Снесли даже монастырские стены.

Многие монахини претерпели много страданий в лагерях, некоторые были расстреляны. Причислена к лику святых преп. Евфросиния, которую после пыток расстреляли в 1942 году.

Строительство задуманного проспекта Ленина превратилось в обыкновенную автотрассу, которая разделили монастырские уцелевшие части на 2 части, с одной стоит храм Всех Святых, с другой — церковь святого Алексия.

Современное состояние

1991 год изменил планы городского совета Москвы открыть в храме Всех Святых казино, церковь восстановили и освятили в престольный праздник святого человека Божьего Алексея.

Указ Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго от марта 2006 года гласит об основании на территории монастыря Патриаршего Подворья.

Святыни и престольные праздники

Современный Алексеевский женский монастырь, официально возрожденный в 2013 году, славится множеством чудотворных икон, святых мощей, благодаря которым в обители происходят чудотворения и чудеса исцелений.

Восстановленная церковь была освящена чудотворным списком Богородицы «Всецарица», который был привезен с Афона. Ныне поклониться святому образу приходят прихожане и паломники.

Богослужение в Новоалексеевском монастыре

В этой же обители хранятся части мощей св. Филарета, великомученицы Татьяны, прп. Серафима Саровского и многих других святых.

Чудом можно назвать возвращение в храм Алексия, освященным в 2002 году, иконы человека Божьего. Ее принес простой незнакомец, который увлекался коллекционированием старины. Он нашел святой образ около ограды одной из станций метро и решил передать в Алексеевский монастырь, услышав об его открытии.

Обратите внимание

На заметку! 30 марта, на престольный праздник Алексеевского монастыря в Москве собираются тысячи прихожан, чтобы поклониться и почтить память святого человека Божьего Алексия.

По великой милости Господней на монастырской территории построен приют для престарелых, где работают насельницы.

Вновь возобновили работы прежние мастерские, заработала церковная лавка, появился музей истории обители, работают воскресные школы для взрослых и детей.

В помощь паломникам

Попасть на 2-ой Красносельский переулок, 7 проще всего на метро. Доехав до остановки «Красносельская» следует идти по улице Краснопрудной до эстакады Русаковской, под ней перейти автотрассу, свернуть налево и идти прямо, пока перед вами не появится краснокирпичная ограда.

На заметку! Каждый храм имеет свое расписание служений на каждый день, уточнить его можно на сайте монастыря.

Ставропигиальный Алексеевский женский монастырь в Красном Селе г. Москвы

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/alekseevskij-monastyr-v-moskve.html

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь г.Москва

1358 год – это дата основания в столице нашей родины Алексеевского женского монастыря. Эта церковная обитель обладает очень богатой и интересной историей.

Монастырь был освящен во имя Алексия, которой родился в семье христиан во второй половине четвертого века в Риме. Уже в восемнадцать лет юноша женился. Со стороны могло показаться, что этот шаг он совершил с целью обеспечить свою невесту материально.

После свадьбы он сразу же ушел из дома родителей и решил посвятить свою жизнь странствованиям по разным уголкам мира.

Абсолютно все имущество Алексий подарил беднякам и нищим. Также вместе с ними он стал проживать на паперти храма в Эдессе. На питание он зарабатывал подаяниями прихожан. Такой жизнью мужчина жил в течение семнадцати лет. Слухи об Алексии вскоре разнеслись далеко за границы Эдессы. Священнику этой местности два раза снился один и тот же сон.

В нем Пресвятая Богородица указывала ему на бедного Алексия в качестве Божьего человека и носителя Святого Духа. Еще семнадцать лет мужчина вновь пробыл в своей семье. Его никто не узнавал, а сам он скрывал свое имя. Только после его смерти семья узнала правду. В тот момент в одном из римских храмов совершалась Божественная литургия.

Во время литургии была произнесена фраза о том, что нужно искать Божьего человека в доме Евфимиана, который отходит в мир иной. Родственники Алексия нашли его уже усопшим только после возвращения домой.

Сияющее лицо, благоухающее тело и листок с подробными сведениями последних лет жизни были самыми важными подтверждениями сказанных в храме слов.

Важно

До того, как в Москве образовался Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, в стране существовали во имя Алексия отдельные церкви и храмы. Большинство из них были созданы еще в четырнадцатом веке. Однако женский монастырь обладает более интересной историей, ведь главным вдохновителем идеи был митрополит Алексей. Он и проявил инициативу начала строительства.

С самого начала месторасположение находилось между двумя реками – Москва и Остоженка. Сейчас там размещен Зачатьевский монастырь. Примечательно, что его также основал митрополит Алексий. Правда, сделал он это по просьбе сестер (Иулиании и Евпраксии). Уже в первые годы существования Остоженской обители можно было заметить, что она была несчастливой.

Беды и горести постоянно обрушивались на нее. Например, одной из неприятных ситуаций стало нашествие Тохтамыша. Подвергался монастырь многочисленным пожарам, и разрушительному землетрясению, произошедшему в 1445 году. В летописи в качестве Алексеевского монастыря это церковное здание было упомянуто лишь в1472 году.

Однако с тех пор его и стали величать именно как Алексеевский монастырь.

1514 год для христианского сооружения оказался страшным – монастырь сгорел. В то время правителем Руси был князь Василий III. Он и приказал построить на месте пожара церковь, где будут расположены престолы во имя Алексия – Божьего человека.

Заняться данным проектом, было поручено зодчему по имени Алевиз Фрязин. Однако в 1547 году пожар повторился. Его причиной стал перенос монастыря к стенам Кремля Москвы в соответствии с приказом правителя Ивана Грозного. Он пожелал, чтобы храм располагался именно в том месте.

Кстати, по сей день монастырь находится там.

Смена места мало помогла Алексеевскому монастырю, так как здесь опасностей не стало меньше. Вскоре наступила Великая Смута. В ее период монастырь был разграблен поляками. Но все же к 1652 году был восстановлен в 1625 году. Но и тут он простоял недолго. Во время пожара он вновь полностью сгорел, после чего полное восстановление произошло уже в 1634 году.

В тот момент также был построен храм Алексеевского монастыря с двумя шатрами. Строительство храма совершалось согласно типу церкви Рождества Богородицы. Это здание находится в Путниках и сохранено в наши дни. В 1648 году эта церковь стала последней с присутствием подобных куполов. Далее патриарх Никон издал указ о запрете на Руси строительства храмов с шатрами.

Но после смерти Никона указ был отменен.

Кстати, судьба Никона также несколько переплетена с женским Алексеевским монастырем. Именно здесь приняла постриг его жена, взяв имя Таисия. После ее примера и он принял пострижение. На кладбище на территории монастыря захоронены некоторые известные и знаменитые московские жители тех лет.

Среди них братья Панины, князь Щербатов и другие. Алексеевскому монастырю очень часто преподносили дары. Нередко дарителями были высокочинные особы государства. Рядом с образом святого Алексия располагалась лампадка. Ее храму преподнес Михаил Федорович Романов – первый царь этой династии.

Также дары сюда приносили мать Петра Первого, князь Ромодановский, патриарх Филарет и другие люди. Еду из Кремля привозили в монастырь в большие праздники христианского характера и именины царей Алексеев. В стенах монастыря до сих пор сохранена икона Грузинской Божией Матери.

В 1655 году именно она помогла побороть моровую язву. Затем отмечать день этой иконы стали каждый год в дату 15 октября.

Особенный ущерб был нанесен Алексеевскому ставропигиальному женскому монастырю в период войны 1812 года. В это время монахини, жертвуя собой и своей жизнью, пытались спасти имущество монастыря.

Совет

Драгоценные вещи они закопали в землю, после чего поставили свои кровати поверх них. Далее они стали изображать ужасно больных язвой женщин, лежащих на кровати. Французские солдаты побоялись приближаться к ним, боясь заражения.

Невзирая на такой отважный поступок монахинь, трагедии женского монастыря на этом не закончились. Николай Первый приказал на месте Алексеевского монастыря построить Храм Христа Спасителя, а его перенести в Красное Село рядом с Воздвиженской Церковью.

Все постройки монастыря были снесены. На новом месте восстановить монастырь удалось только к концу девятнадцатого века.

Еще одна интересная история в отношении Алексеевского монастыря заключена в проклятии игуменьи. Последнее богослужение на старом месте совершилось 17 октября 1837 года. Затем все монахини должны были покинуть это место.

Однако настоятельница приказала приковать ее к дубу, растущему во дворе. Ее поступок восприняли как бунт. Игуменью все же заставили насильно уехать оттуда. После этого она будто прокляла это место, сказав, что стоять здесь в течение долгого времени не будет ни один храм.

Сейчас Алексеевский ставропигиальный женский монастырь находится в Москве.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/monastyri/981-alekseevskij-stavropigialnyj-zhenskij-monastyr-g-moskva

Ново-Алексеевский монастырь – женская обитель в Красном Селе

Адрес: Россия, Москва, 2-й Красносельский переулок
Дата основания: 1837 год
Основные достопримечательности: церковь Всех Святых, церковь Алексия, человека Божия
Святыни (не полный список): чудотворный образ Пресвятой Богородицы, икона святого апостола Павла, образ святого Алексия, человека Божия
Координаты: 55°47'03.0″N 37°40'02.3″E

Хотя одна из женских обителей Москвы начала возрождаться всего несколько лет назад, ее история начинается в середине XIV века. Более 180 лет старинный монастырь существует в Красном Селе. Реставрационные работы здесь до конца не закончены, однако монастырские храмы каждый день открыты для паломников и туристов.

Входные ворота Ново-Алексеевского монастыря

История обители с момента основания до XIX века

Первый женский монастырь, посвященный Алексию, человеку Божьему, появился на месте, где теперь возвышается знаменитый Храм Христа Спасителя.

В Средние века этот уголок города именовали Остожьем, потому что в пойме р. Москвы было много покосов, а вдоль речного берега ставили стога сена.

Новую обитель основали в 1358 году при митрополите Киевском и Всея Руси Алексии, и первыми инокинями в ней стали его родные сестры.

Вначале в монастыре построили деревянную Алексеевскую церковь, а потом рядом с ней вырос деревянный собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны. После этого монастырь называли Алексеевским или Зачатьевским. Когда стали возникать другие монастыри Москвы, к имени старинной обители начали добавлять «стародевичья».

После изгнания войск Наполеона российский император Александр I дал обет возвести большой православный храм, который бы ознаменовал победу русского оружия. В 30-е годы XIX века в Москве приступили к строительству грандиозного Храма Христа Спасителя. Чтобы освободить место, Алексеевский монастырь перенесли в Красное Село.

Территория монастыря от ворот

Сохранились сведения, что поселение на северо-восточной окраине города существовало еще в XII веке. Оно стояло на берегу большого пруда, который по площади равнялся Московскому Кремлю. За живописной местностью издавна закрепилось название «Красное Село». В XVI-XVII веках здесь простиралась территория Красносельской дворцовой слободы, где жили ремесленники и купцы.

В 1837 году, получив благословение митрополита Филарета, в Новоалексеевкую обитель перебрались инокини Старо-Алексеевского монастыря. Переезд проходил очень торжественно, и его сопровождали толпы народа. Монастырские святыни пронесли через весь город крестным ходом и поместили в Крестовоздвиженский храм.

Красивая церковь, украшавшая Красное Село еще с начала XVII века, стала первым храмом нового монастыря. После переезда всего за полгода в обители построили восемь двухэтажных корпусов, две башни, каменную ограду и Святые врата.

Читайте также:  Канон святителю николаю чудотворцу

Церковь Всех Святых

Обратите внимание

Красное Село сильно отличалось от многолюдной Москвы. Вдалеке от шумного центра было тихо, и сестры не сразу привыкли к новому месту. В 1840 году возле монастыря появилось кладбище, где стали хоронить не только умерших насельниц, но и жителей окрестных сел. Со временем большое благоустроенное кладбище стало одним из лучших некрополей города.

Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении всего XIX столетия. В 1850-е годы в обители построили Алексеевскую церковь, проект для которой подготовил талантливый российский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский.

Потом дошла очередь до Крестовоздвиженского храма. В 1857 году старинную церковь полностью реконструировали и существенно расширили.

В 1860-1870-е годы в обители появились богадельня, трапезный корпус, келейные корпуса и больничный храм Архангела Михаила.

Часовня иконы Божией Матери “Неувядаемый Цвет”

Помимо чтения молитв и церковных служб, сестры работали на огородах, в золотошвейной, переплетной, живописной и чеканной мастерской. Кроме того, при монастыре существовало училище, где занимались девочки, приехавшие из южнославянских стран – Болгарии и Сербии. Они получали приют и образование, а потом уезжали учительствовать на родину.

Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре существовало 4 храма, 42 постройки, женское училище, богадельня и больница. Алексеевскую обитель населяло более 70 женщин разных возрастов.

Революция 1917 года кардинально изменила судьбу монастыря. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковные ценности, а через два года большинство насельниц выселили. Часть из них остались жить в московских квартирах, а другие перебрались в загород.

Трапезная

Потом городские власти закрыли все монастырские храмы и приступили к ликвидации старинного кладбища, территорию которого планировалась переделать под парк. Местные жители с горечью вспоминали, что родственникам запретили переносить прах умерших, а мраморные памятники и надгробные плиты распродали, как строительный материал.

Важно

В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Оставшихся монахинь арестовали, осудили и выслали в ссылку на территорию Казахстана и в северные области России. Потом репрессировали и тех сестер, которые проживали вне стен монастыря. Часть из них тоже отправили подальше от Москвы, а других расстреляли.

В годы советской власти внутри монастырских построек размещались Институт рыбного хозяйства, дом пионеров, архив и даже предприятие, на котором делали зонтики.

В 1979 году был снесен больничный храм Архангела Михаила и вместо него вырос жилой многоквартирный дом.

Потом по бывшему некрополю проложили автомобильную эстакаду Третьего транспортного кольца, которая разделила монастырские земли надвое.

Бывший Келейный корпус, ныне интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея

Обитель в бывшем Красном Селе начала возрождаться в начале 1990-х годов. Потребовалось много времени и средств, чтобы привести в порядок здания и территорию, возобновить церковные службы и наладить жизнь монашеской общины.

Архитектурные памятники и святыни

В той части монастыря, которая расположена к северо-западу от Третьего транспортного кольца, стоит старинная церковь Всех Святых, возведенная в 1887 году, благодаря архитектору Александру Алексеевичу Никифорову.

Живописный храм построен в стиле ретроспективизма и вобрал лучшие традиции русского зодчества XVI-XVII веков. Однокупольная церковь соединена с оригинальной трехкупольной колокольней.

Краснокирпичные стены украшены небольшими вставками из белого камня и многоцветными мозаичными иконами.

Рядом возвышается прямоугольное здание, перестроенное из бывшего келейного корпуса. С 1994 года внутри пятиэтажной постройки находится интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея. Здесь живут пожилые инокини и старые одинокие мирянки.

Церковь Алексия, человека Божия

С юга от краснокирпичной богадельни можно увидеть небольшую изящную часовню, построенную в 1995-2000-х годах. Она посвящена почитаемой иконе Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и со всех сторон украшена мозаиками.

С другой стороны Третьего транспортного кольца, возле 2-го Красносельского переулка, находится главный Алексеевский храм. Это самая старая церковь монастыря, сохранившаяся до наших дней.

Ее построили в 1853-1858 годах по проекту, подготовленному М. Д. Быковским.

С восточной стороны прямоугольный храм завершается тремя полукруглыми абсидами, а широкий световой барабан венчает большой богато декорированный купол.

Монастырь сегодня

С 2013 года Алексеевская обитель – действующий женский монастырь. Кроме того, главный монастырский храм выполняет роль Патриаршего подворья. Богослужения проходят в церкви Всех Святых. Службы начинаются в 7.00 и 18.00 по будним дням, и в 9.00 и 17.00 по воскресеньям.

При монастыре существует частная школа. Здесь дети изучают обычные общеобразовательные предметы, посещают уроки церковнославянского языка, основ православной веры и церковного пения, а также ездят в паломнические поездки.

Ворота Мемориального комплекса “Аллея славы”

С 2012 года открыт музей монастыря. В нем выставлены материалы, рассказывающие об истории обители, старые книги, документы и личные вещи бывших насельниц. Отдельный раздел посвящен жизни игуменьи Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь процветал и расстраивался в XIX веке.

Как добраться

Территория монастыря находится во 2-м Красносельском переулке, 7. До обители нетрудно дойти пешком от станции метро «Красносельская». Вход в монастырь расположен от улицы Гаврикова – со стороны Третьего транспортного кольца.

Монастыри Москвы

Рейтинг достопримечательности

Ново-Алексеевский монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/958-alekseevskij-monastyr-v-moskve

Зачатьевский женский монастырь в Москве: история, фотографии

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь является старейшей женской обителью Москвы.

Он находится в квартале между старинной улицей Остоженка и Москва-рекой, в районе Хамовники.

В советские годы большая часть монастырских построек была снесена, на их месте построены школа и другие учреждения. В 1991 году начались работы по возрождению обители, возведен новый монастырский собор.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Москве: популярные, обзорные, необычные, литературные, гастрономические…

Зачатьевский монастырь

История Зачатьевского монастыря

Зачатьевский женский монастырь имеет давнюю историю.

В 1360 году по благословению митрополита Московского Алексия в этом месте была основана женская обитель, первыми насельницами которой стали сестры митрополита – игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия.

Был построен деревянный храм, освященный во имя преподобного Алексия, человека Божия, отчего монастырь стал именоваться Алексеевским. По примеру Троице-Сергиевой Лавры был введен строгий общежительный устав.

В 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, приглашенного в Москву Великим князем Василием III, была построена каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой Анны.

Совет

В 1547 году, во время  Большого Московского пожара, Алексеевский монастырь выгорел дотла. По указу царя Ивана Грозного обитель была переведена в новое место, в Чертолье, где он просуществовал до XIX века. Сейчас на месте Алексеевского монастыря стоит Храм Христа Спасителя.

Часть монахинь остались на прежнем месте, образовав «Зачатейскую» обитель.

♦ По теме: Храм Христа Спасителя, Патриарший мост и окрестности

Уже в то время в Зачатьевском монастыре молились о чадородии. Здесь бывали цари и высокопоставленные особы. В 1584 году при поддержке царя Федора Иоанновича (1557-1598) началось восстановление обители, был построен каменный собор Зачатия св. Анны, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней. В Смутное время монастырь пострадал, но вскоре был отстроен заново.

В 1696 году, на средства стольника А.Л.Римского-Корсакова, был выстроен  надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа, в стиле «нарышкинского барокко». Поскольку Римские-Корсаковы издавна владели окрестными землями, Спасская церковь стала их домовым храмом и была приходской.

В 1766-68 годах над могилами основательниц монастыря была построена небольшая церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1887 году она была перестроена и включена в качестве придела Казанской иконы Божией Матери в собор Рождества Богородицы.

В 1804 году старый Зачатьевский собор, пришедший в ветхое состояние, был разобран, и на его месте в 1805-1807 годах вырос огромный собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освященный в 1813 году. Он был построен в неоготическом стиле, его архитекторами считаются М.Ф и М.М.Казаковы, однако документально их авторство не установлено.

В Отечественную войну 1812 года монастырь снова был разорен, но  быстро восстановился. В 1844-1850 годах была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа, в византийском стиле, по проекту архитектора М.Д.Быковского.

Зачатьевский монастырь в конце XIX — начале XX века

Зачатьевский монастырь, церковь Сошествия Святого Духа и собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

В 1922 году монастырь был разграблен, но оставался действующим. 16 марта 1925 года здесь отслужил последнюю в своей жизни службу Патриарх Тихон (1865-1925, патриарх Московский и всея Руси с 1917 года), который скончался через девять дней.

Обратите внимание

В 1927 году Зачатьевский монастырь был закрыт, его территорию занимали различные учреждения, в том числе тюрьма и детская колония.

В 1934 году внутри монастырской ограды были снесены практически все постройки, за исключением  храма Сошествия Святого Духа, который перестроили. На месте взорванного собора было построено школьное здание.

Часть ценностей, в том числе чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», были перенесены в церковь Пророка Илии в Обыденском переулке, куда перебралась и небольшая община сестер монастыря.

Зачатьевский монастырь, чудотворная икона Божией Матери «Милостивая»

Зачатьевский монастырь после революции

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы перед разрушением

В 1960-е годы надвратная церковь была объявлена памятником архитектуры и отреставрирована. В 1991 году началось возрождение монастыря, а в 1995 году он вновь стал ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху.

В 2001-2005 годах был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа.

По заказу мэрии Москвы в 2002- 2003 годах были разобраны постройки советского времени и проведены археологические изыскания, вскрыты фундаменты всех разрушенных храмов.

Зачаьевский монастырь, надвратная церковь после реставрации 1960-х годов

25 ноября 2005 года Патриарх Алексий II заложил камень в основание будущего собора Рождества Пресвятой Богородицы. Однако были сомнения и разногласия по поводу его проекта. В результате был одобрен проект А.Н.Оболенского. Деньги на строительство храма выделил предприниматель Д.Е.Рыболовлев. 25 ноября 2010 года собор был освящен патриархом Кириллом.

В настоящее время восстановление Зачатьевского монастыря продолжается. Созданы богадельня, приют, швейная мастерская, пекарня, библиотека, издательство. Ежедневно проводятся богослужения.

Фотографии Зачатьевского монастыря

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, памятник святителю Алексию Московскому, основателю обители

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы и Богадельня

Зачатьевский монастырь, звонница церкви Сошествия Святого Духа

Зачатьевский монастырь, прошлогодние дубовые листья

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь, роспись при входе

Зачатьевский монастырь, фрагмент надвратной церкви

Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

Информация для посетителей

Зачатьевский монастырь расположен между станциями метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Если ехать на машине, то лучше в выходные дни — можно припарковаться в переулках рядом; в будние дни здесь все занято автотранспортом.

  • Сайт монастыря: zachatevmon.ru
  • Адрес: 119034, Россия, Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2.
Читайте также:  Заповедь о любви к врагам

Формально на территории монастыря и в храмах можно фотографировать только с благословения настоятельницы.

Мы этого не знали, поэтому фотографировали на территории свободно, но в соборе на наш вопрос, можно ли фотографировать, нам запретили, более того, охранники внимательно смотрели, чтобы мы украдкой не сделали кадр (хотя как огромной зеркалкой можно фотографировать тайком?).

Особых ограничений по одежде я не заметила — встречались женщины и в брюках, заходили мамочки с колясками. Ну а в остальном — обычные правила поведения в монастыре.

Правила доступа посетителей на территорию Зачатьевского монастыря

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/zachatevskij-zhenskij-monastyr-v-moskve/

Алексеевский монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Первый Алексеевский монастырь в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой основал в 1360-е годы митрополит Алексий на митрополичих землях.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия человека Божия; затем был построен собор Зачатия святой Анны, вероятно, тоже деревянный.

Соответственно, монастырь стал именоваться Зачатьевским, но осталось и наименование «Алексеевский» — по посвящению первого храма.

Важно

Тогда же, по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями в Москве, он стал именоваться стародевичьим.

Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838 К.И. Рабус, Public Domain

Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии.

В 1514–1518 годах архитектор Алевиз Новый построил в монастыре каменный собор Алексия человека Божия.

Зачатьевский (Алексеевский) монастырь был уничтожен пожаром в 1547 году и возобновлён ближе к центру города, в Чертолье, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя. На старом месте позднее был вновь устроен Зачатьевский монастырь.

Во время Смуты Алексеевский монастырь был разрушен. В 1625 году царь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет восстановили обитель и построили в ней в 1625 году новую теплую каменную церковь преподобного Алексия человека Божия с приделами Тихвинской иконы Божьей Матери и Зачатия св. Анны.

Копия одной из церквей Алексеевского монастыря, выстроенная в Барвихе Al Shipilin, GNU 1.2

В 1629 году пожар вновь уничтожил все постройки монастыря, но в марте этого же года у царя Михаила Фёдоровича родился наследник Алексей, названный в честь преподобного Алексия человека Божия, и Михаил Фёдорович выделил значительные средства на восстановление, тезоименитой сыну, обители.

К 1634 году мастера Онтип Константинов и Трифон Шарутинов построили в монастыре шедевр архитектуры XVII века — двухшатровый храм, один главный престол которого был освящён во имя Преображения Господня с Тихвинским и Зачатьевским приделами, а второй — главный престол — во имя Алексия человека Божия.

Фактически собор состоял из двух равнозначных храмов. Он оказал значительное влияние на последующее развитие многошатровых храмов и определил дальнейшую популярность композиции парных шатров, получившей распространение в 1640-е годы.

Алексеевский монастырь неизвестен, Public Domain

В 1837–1838 годах в связи со строительством Храма Христа Спасителя монастырь был перемещён на Верхнюю Красносельскую улицу, иконостас перенесён в верхний храм Церкви Смоленской иконы Божией Матери в селе Бородино, а все его постройки, в том числе и уникальный двухшатровый храм, были разрушены. С этого времени история собственно Алексеевского монастыря прекратилась, а в Красном Селе началась история Ново-Алексеевского монастыря.

В память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре сооружена Преображенская церковь нового Храма Христа Спасителя.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/32075-alekseevskij-monastyr/

Алексеевский монастырь

Алексеевский монастырь в Москве появился в 1358 году. История рассказывает о том, что Алексий, во имя которого был освящен монастырь, появился на свет во второй половине 4 века в Риме в уважаемой христианской семье.

Достигнув совершеннолетия, Алексий женился (будто бы для того, чтобы обеспечить материально свою невесту), после чего покинул родительский дом и отправился странствовать по свету. Все, что у него имелось, он раздал беднякам, и подобно им стал жить на паперти храма в городе Эдессе, питаясь благодаря подаяниям.

Так Алексий прожил 17 лет. Молва о нем разошлась далеко за пределы Эдессы, и однажды местному священнику дважды приснился сон, в котором Пресвятая Богородица указывала на нищего Алексия, как на Божьего человека – носителя Святого Духа.

Совет

Последующие 17 лет своей жизни Алексий провел в своей семье, никем не узнанный, и скрывающий свое истинное имя. Лишь после его смерти чудесным образом открылась его семье правда, когда во время торжественной Литургии в храме Рима раздался голос: ” Ищите человека Божия в доме Евфимиана, отходящего в Вечную жизнь”.

Вернувшиеся домой родные обнаружили усопшего. Лицо Алексия сияло, тело благоухало, а в руке он держал листок, на котором были изложены подробности о его жизни, подтверждающие сказанное в храме.

До возникновения монастыря в Москве существовали отдельные церкви и приделы во имя преподобного Алексия, человека Божия. Они были построены большей частью в 14 веке в честь тезоименитства митрополита Алексия.

Основан монастырь был по инициативе митрополита Алексиея, который являлся главным вдохновителем строительства стен Белого города.

Вначале Алексеевский монастырь располагался между реками Остоженкой и Москвой, приблизительно там, где сейчас находится Зачатьевский монастырь, также основанный митрополитом Алексием (по просьбе его сестер Евпраксии и Иулиании).

Остоженская обитель с самого начала стала несчастливой – на нее обрушивались всевозможные беды. Монастырь пострадал и от нашествия Тохтамыша, не один раз горел при пожарах, и даже пережил землетрясение 1445 года. В 1472 году монастырь впервые упомянут в летописи как Алексеевский, с тех пор можно отсчитывать его историю, собственно, как Алексеевского.

В 1514 году деревянный монастырь сгорел, и великий князь Василий III приказывает зодчему Алевизу Фрязину на этом месте выстроить каменную церковь с престолами во имя Алексия, человека Божия в честь святителя – митрополита Алексия.

Очередной опустошительный пожар, разгоревшийся в 1547 году, стал причиной того, что по велению царя Ивана Грозного монастырь перенесли ближе к стенам Кремля, приблизительно в район нынешнего месторасположения храма Христа Спасителя.

Обратите внимание

На новом места Алексеевский монастырь также не раз подвергался опасности. В период Великой Смуты в 1612 году его разорили поляки. К 1625 году Соборный храм монастыря восстановили, но он вновь сгорел при пожаре, и заново его отстроили уже в 1634 году. Именно тогда был сооружен двухшатровый храм Алексеевского монастыря.

Храм был построен по типу церкви Рождества Богородицы, расположенной в Путниках – она сохранилась до наших дней. Это была последняя церковь (1648 год), построенная с такими куполами. В последующем вышел указ патриарха Никона о запрете строить на Руси шатровые храмы, и о возвращении к старинному крестово-купольному строительству.

Указ этот отменили лишь после смерти Никона.

В Алексеевском монастыре приняла под именем Таисии постриг жена будущего патриарха Никона, после чего он и сам принял пострижение. На монастырском кладбище покоятся многие знатные и известные жители Москвы того времени: князь А. Шаховской, князь Щербатов, братья Панины, сестра боярыни Морозовой Евдокия Урусова.

Алексеевскому монастырю преподносили дары самые высокопоставленные государственные особы. Перед образом святого Алексия висела лампадка, которую подарил храму первый царь династии Романовых – Михаил Федорович.

Здесь находились и дары, принесенные патриархом Филаретом, матерью Петра I, царицей Натальей Кирилловной, князем Ромодановским, а также многими неизвестными мирянами. К большим христианским праздниками и к именинам царей Алексея Михайловича, а затем Алексея Петровича для праздничной трапезы монахиням присылали провизию из Кремля.

В его стенах хранилась икона Грузинской Божией Матери – ее день ежегодно отмечали 15 октября, в честь избавления Москвы от моровой язвы, которая случилась в 1655 году.

Война 1812 года причинила Алексеевскому монастырю значительный ущерб. Монахини самоотверженно спасали от врага ценное монастырское имущество. Они закопали драгоценности в землю, сверху поставили свои кровати, и лежали, изображая смертельно больных, покрытых ужасными язвами. Французские солдаты не осмелились даже приблизиться к монахиням, опасаясь заразиться.

Несмотря на отважное поведение монахинь, дальнейшая судьба Алексеевского монастыря почти трагична.

Важно

В связи с тем, что на месте монастыря запланировали строить храм Христа Спасителя в память о подвиге русского народа в войне 1812 года и в честь Христа, император Николай I повелел переселить Алексеевский монастырь в Красное Село к Воздвиженской церкви (сейчас Верхняя Красносельская улица).

Были снесены все монастырские постройки, включая и уникальный храм, который сохранился при пожаре 1812 года. В это время разобрали и Всехсвятскую церковь, высившуюся на Алексеевском холме. Восстановили эту церковь на новом месте только в конце 19 века.

С событиями этого периода связана история о проклятии игуменьи Алексеевского монастыря. После того, как 17 октября 1837 года в Алексеевском монастыре закончилось последнее богослужение и монахини были готовы к отъезду, настоятельница приказала приковать ее цепями к дубу, который рос во дворе, и отказалась покинуть обитель.

Этот поступок был воспринят как бунт и настоятельницу насильно заставили покинуть монастырь, после чего она будто бы прокляла это место, сказав, что никакой храм здесь долго не простоит. Во время переезда Алексеевского монастыря в Красное Село оно уже находилось в городской черте.

В 1692 году в этой местности была построена Крестовоздвиженская церковь, в которой первоначально был обустроен Алексеевский монастырь.

Архитектурный ансамбль нового Алексеевского монастыря формировался в течение 19 века. В 1853 году при монастыре по проекту архитектора М.Д.

Быковского построили церковь Алексия-Божьего человека, а в 1879 году церковь Архангела Михаила. По чертежам Быковского была построена и стена с башнями, ограждавшая монастырь. При новом монастыре появился и новый погост.

В начале 20 века при монастыре существовало 4 храма, больница и женское училище.

После Октябрьской революции Алексеевский монастырь упразднили, окружающие его стены с башнями снесли, а из монастырских храмов выстояли Всехсвятский и Алексеевский.

Совет

Крестовоздвиженская церковь была превращена в гражданское сооружение, в котором разместилось научное учреждение. В канун своего столетия, в 1979 году была снесена больничная церковь Архангела Михаила, а на ее месте возвели жилой дом.

Оставшиеся монастырские здания в советские годы использовались не по назначению. В Алексеевской церкви работал Дом пионеров, а кладбище превратили в пионерский парк.

В разные годы в церкви Всех святых размещался архив бывшей земской управы, завод по производству зонтиков, и даже планировалось открытие казино. Территорию бывшего монастыря разделили надвое автомобильным шоссе, которое идет в Рижской заставе.

В наши дни церковь Всех святых возвратили верующим. В ней находится чудотворная Ватопедская икона Богоматери с Афона (икона Всецарица).

Источник: http://www.2r.ru/objects/61201

Ссылка на основную публикацию